академик Доверительное лицо президента Р.Ф. от народной медицины Область естественных наук и охраны здоровья
+7 953 714 80 76 +7 920 232 22 49 8 475 363 63 99 тел/факс

МОЁ ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ

Мне в ладошку Счастье звёздочкой упало!...

Может потому, что я о нём мечтала?...

Тёплое, лучистое, нежное такое...

Самое заветное..., сердцу дорогое...

Захотелось Счастьем с кем-то поделиться.

А оно ладошку греет и искрится...

Только лишь по капельке стоит дать кому-то -

Станет Счастья больше у самой... Вот чудо!!!

Всем, кто ждёт и верит, и мечтать умеет,

Я раздам по капле - пусть и вас согреет!

Только не бросайте, только берегите!

Сердцем согревайте и другим дарите!!!

 

НАШИ БАННЕРЫ

 

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
 

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

 


НОВОСТИ

ИСТОРИЯ ХРАМА

КОМПЛЕКС ХРАМА

РАСПИСАНИЕ
БОГОСЛУЖЕНИЙ


О ВЕРЕ И ЦЕРКВИ

СВЯТЫНЯ НУЖДАЕТСЯ
В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ







Обращение
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II
к посетителям сайта


ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ


ENGLISH VERSION

ХИРОТОНИИ

МЕДИА РАЗДЕЛ

БИБЛИОГРАФИИ И ПУБЛИКАЦИИ

НАШИ БАННЕРЫ

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР
ПАТРИАРШИЙ ХОР







При использовании материалов сайта Храма Христа Спасителя просьба давать ссылку: http://www.xxc.ru

 

 

"ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВО! ПАТРИАРХ ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛ!"

"ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ!"

ВЕРА ДЛЯ МЕНЯ ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В МОЕЙ РАБОТЕ И ЖИЗНИ ТОТ ПУТЬ КОТОРЫЙ НАМ ГОСПОДЬ БОГ ОПРЕДЕЛИЛ, УКАЗАЛ НАМ ПУТЬ ПРАВЕДДНЫЙ (ПРАВЕЛЬНЫЙ)

Величие и красота верующей души в ее смирении. Вход в душу - это наше сердце. И для того, чтобы сберечь нашу душу чистой, мы должны старательно оберегать сердце от проникновения в него всего греховного, нечистого, того, что может повредить душе.  

ТАК МОЯ ЗВЕЗДА, НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ, ТАЛИСМАН "ВЕЛИКАЯ РУСЬ И С МЕНЯ ИЗЛИВАЕТСЯ ЛЕЧЕБНАЯ ЭНЕРГИЯ.

 

 

ЕСЛИ МЫ ПРОСИМ ЧЕГО-ТО У БОГА И ПРИ ЭТОМ САМИ НИЧЕМ НЕ  ЖЕРТВУЕМ, ТО НАША ПРОСЬБА НЕДОРОГО СТОЕТ. ЕСЛИ Я СИЖУ, СЛОЖА РУКИ И ГОВАРЮ: "БОЖЕ МОЙ, ПРОШУ ТЕБЯ, ИСЦЕЛИ ТАКОГО-ТО БОЛЬНОГО", А САМ ПРИ ЭТОМ НЕ ИДУ НИ НА КАКУЮ ЖЕРТВУ, ТО Я ВСЕРАВНО ЧТО ПРОСТО ПРОИЗНОШУ ХОРОШИЕ СЛОВА. ЕСЛИ ЖЕ У МЕНЯ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, ЕСЛИ У МЕНЯ ЕСТЬ ЖЕРТВА, ТО ХРИСТОС, УВИДЕВ ИХ, ИСПОЛНЯЕТ МОЁ ПРОШЕНИЕ КОНЕЧНО, ЕСЛИ ЭТО ПОЙДЁТ НА ПОЛЬЗУ ДРУГОМУ. ПОТОМУ, КОГДА ЛЮДИ ПРОСЯТ ВАС ПОМАЛИТЬСЯ О БОЛЬНОМ, ГОВАРИТЕ ИМ, ЧТОБЫ САМИ ОНИ ТОЖЕ МОЛИЛИСЬ ИЛИ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, СТАРАЛИСЬ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СВОИХ НЕДОСТАТКОВ.           

 

  для себя, а не в Бога богатеет". И так бывает всегда, и никогда ничего другого не бывает. Но почему же все равно человек как-то очень цепляется за свое земное благополучие? Отчего происходит такая неразумность? Только по одной причине: из-за страстей. Страсть делает человека неразумным, или можно сказать, как в этой притче сказано, безумным.Страсть - это некий нарост на душе, ужасный, непропорциональный, некрасивый. И каждая страсть душу человеческую уродует. Особенно это наглядно, когда она выражается в том, чтобы иметь всякое богатство. На самом деле, чтобы прожить, человеку не так уж много надо. И когда человек умирает, как правило, от него остается слишком много всего, и это часто неизвестно кому достается, а бывает даже и разорено. Хорошо еще, если человек вовремя сообразил и сумел этим всем, пока еще жив, распорядиться. Но современные люди не приучены думать о том времени, когда им придется покинуть землю, и в результате то, что с таким трудом собрано, разоряется.Господь сказал притчу, хотя на самом деле эта притча столь жизненна, что выглядит как вполне исторический факт. "У одного богатого человека был хороший урожай в поле". Что тут такого нового и особенного? Все знают, что денежки идут к деньгам. Богатый человек, а у него к тому же еще и урожай. Почему бы бедному не дать урожай? Почему так Господь устраивает, что один уже рождается богатым, а другому очень трудно выбиться из нищеты, а часто и вообще не удается, даже если он и трудолюбив? Антоний Великий однажды задумался над этим вопросом и стал Бога вопрошать, отчего так бывает. Господь ему сказал: "Антоний, себе внимай и не испытывай судеб Божьих". Не твое дело, бывает, и все, не испытывай судеб Божьих, потому что одному Богу известно, зачем Ему это нужно.Нам известно только одно: Господь от богатого человека ждет того, чтобы он давал бедным. Весь смысл богатства только в этом. Но, к сожалению, богатство может превратиться в болезненную страсть, потому что деньги имеют такое странное свойство людей привораживать. Люди при виде большого количества денег или вещей начинают как-то волноваться и, если им что-то дают, стараются всегда брать себе лишнее. А Господь хочет, чтобы мы были выше этого, стояли над этим. Господь хочет, чтобы мы любили больше богатства духовные - а это очень трудно. Господь хочет, чтобы мы любили красоту духовную - а мы всегда склонны увлекаться красотой материальной, вещественной, тем, что можно потрогать, попробовать. Каждому человеку дана возможность возвыситься над землей и познать красоту духовную, жизнь небесную, но при нашей приземленности все принимает вот такие страстные и земные формы. И страсти наши происходят от того, что нашей душой овладевают духи тьмы. Все ведь люди разумные, и, если перед ними логично разложить цепочку рассуждений, все поймут, все согласятся: да, правильно, духовное важнее. Но что сделать со своим сердцем, если сердце принадлежит земному?"И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись". То есть радость приносит вот это земное. А почему Господь сказал: "Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя"? Зачем Господь его так огорчил? Ну пускай бы человек порадовался, что в этом плохого? Плохо то, что человек может этим увлечься и душу свою погубить. В чем же это губление души? В том, что каждому человеку надлежит умереть. Как это ни прискорбно, как это ни ужасно, но этого никому не избежать. И чем больше человек привязан к земному в любых его проявлениях, тем тяжелее ему будет со всем этим расставаться и тем больнее ему будет там, в ином мире. Привязанность эта не обязательно к деньгам, а это любая душевная и телесная привязанность. И если мы ее разовьем в страсть, она превратится для нас в жгущий нашу душу огонь.Представим себе, что человек очень-очень чего-то хочет, а ему не дают, и не дадут никогда. Это же ужасное страдание. И каждый человек, который развивает в себе страсти, обрекает себя на страдание. Поэтому Господь и сказал богатому: "В сию ночь душу твою возьмут у тебя". Потому что дай ему возможность повеселиться, дай ему то, что он уже предвкушал, о чем мечтал, - и он пристрастится к этому всему, попадется на эту удочку. И когда придется ему умереть, душа будет уже растлена этим и будет страдать. Поэтому в притче говорится не о том, как Господь наказал жадного богача. Речь идет о том, как Господь милосерд, как Он заботится о каждом. И если мы, каждый из нас, будем внимательно рассматривать свою жизнь, все события, которые с нами происходят, мы увидим эту заботу о нас Отца Небесного.Человек мечтает: вот я это достану, вот это куплю, это устрою и буду радоваться, как я хорошо все сделал. И вдруг у него начинает не получаться, вдруг у него начинают все отнимать или ломать. Это, конечно, очень тяжело, но полезно, потому что "едино есть на потребу" - вечная жизнь и ради этой вечной жизни спасение души. К сожалению, землю эту придется покидать. И Господь устраивает так, чтобы мы не привязывались ни к чему земному, чтобы нами это не владело. Чтобы мы всегда имели в виду высший смысл, духовный, спасительный. Чтобы мы искали только одного - благодати Божией.Дальше Господь в этом Евангелии говорит: "Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться". Ну как же не заботиться, во что одеться, если на улице холодно? Очень просто: это не важно; есть что надеть, и слава Богу. Это не должно превращаться в увлечение. Недостойно человека заботиться об этом, об этом думать, на это размениваться. Недостойно. Но мы люди грешные, люди земные. Поэтому всегда нам легче быть плотскими, чем духовными. Гораздо легче, потому что плотское всегда можно потрогать. Одно дело испытать умиление на молитве. Перед этим лежит очень долгий труд, смирение, все время понуждение себя, подвиг, страдание - только тогда Господь по милости Своей может это дать. А другое дело какое-то физическое наслаждение. Налил вкусного сока в стакан и выпил. Как просто, и никакого духовного труда, только открыл бутылку или пакет, и все.Хотя, конечно, чтобы нива уродилась - это тоже большой труд. Но все-таки, как бы труд земной ни был тяжел, молиться тяжелее всего на свете. Поэтому все люди так тщательно стараются избегать молитвы. Придумывают себе всякие предлоги, откладывают на потом, стараются молиться попозже, чтобы можно было себя простить: мол, я так плохо молюсь, потому что я устал; я правило сокращаю, потому что я спать хочу. То есть всяческие человек устраивает себе отговорки, чтобы только не молиться. Потому что это тяжело, а лукавый человек, коими мы все являемся, он, конечно, хочет идти по пути наименьшего сопротивления. Он, человек, хочет идти путем животным. А Господь зовет к высшему, зовет к подвигу, зовет к страданию, зовет к созиданию своей души - самому тяжелому труду на свете, зовет к пролитию крови, зовет к самоотречению.Поэтому если нами обладают страсти, нам, чтобы идти этим путем, нужно предварительно эти страсти преодолеть. И первая часть христианской жизни есть борьба со страстями. Посмотри в свое сердце: куда меня влечет, на что я размениваюсь, что я делаю охотней всего помимо молитвы, помимо богослужения, помимо того, чтобы ближнему своему послужить? Что мне больше нравится: плотское, душевное или умственное? Где я предпочитаю гулять помимо пастбищ Царствия Небесного? И вот то, куда влечет меня сердце взамен Царствия Небесного, - это и есть страсть. Значит, против этого и надо начинать подвизаться, то есть надо себе запрещать, надо ставить препятствие.Спрашивается: ну что же себя всю жизнь так мучить? А ничего не сделаешь, придется в этой жизни себя помучить, зато освободимся в вечности. В противном случае можно все страсти в себе развить, тогда оставшуюся часть нашей жизни, ту, что после смерти, будем мучиться. Это неизбежно. Хочешь быть здоровым - мучай себя, занимайся гимнастикой; не хочешь - ходи сгорбленным, потом у тебя будет позвоночник болеть, а потом и внутренние органы. Хочешь не болеть - ограничивай себя в пище, страдай: любишь покушать - а ты не кушай, любишь сладенькое - а нельзя. Страдание? Естественно, страдание. Но зато и с желудком у тебя будет ситуация гораздо лучше, и с сердцем. И так в любом деле. Хочешь научиться хорошо играть на фортепиано - придется очень много отдавать времени всякой штудии, школе - часы, месяцы, годы. Тогда узнаешь наслаждение от собственной хорошей игры. Не хочешь этому отдать время - ничего не будет. Хочешь жить попросторней и посытней, иметь возможность куда-то съездить - замечательно, придется тебе потрудиться. Хочешь побольше зарабатывать - придется мозги напрягать, учиться либо ремеслу какому-то очень важному и нужному, либо какой-нибудь умственной работе, а потом еще придется искать место, куда бы это умение приложить, где ты окажешься нужен, где будут деньги платить. Не хочешь этого делать? Хорошо, сиди тог­да на маменькиной шее, что она тебе приготовит, то и ешь, и нос не вороти, и благодари Бога, что она еще жива и тебя кормит, до пятидесяти лет тебя на закорках носит.Другого пути нет. Всегда, если человек хочет достичь чего-то земного, необходимо приложить усилие. А уж что говорить о духовном? И вот к этому духовному труду Господь нас Своей притчей призывает. Богатство совсем никакое не зло, это вещь совершенно нейтральная, как и бедность. Просто богатство как дар Божий есть большая ответственность, которая заключается в том, что этим богатством надо не своей душе служить, чтобы ей повеселее жить, а послужить своему ближнему. Почему Господь сказал, что "трудно богатому войти в Царство Небесное"? Потому что жалко, потому что свое; чужое дать легче, свое труднее. Поэтому кому легче, бедному или богатому? На самом деле всем трудно: один должен просить, гордыньку смирять, а другому, чтобы дать, жадность нужно смирять. Никак без подвига духовного все равно ничего не получается.Поэтому каждый из нас должен постоянно задавать себе вопрос: вот то-то и то-то со мной произошло - что Господь хочет мне этим сказать, чему Он меня хочет научить? Вот вроде я затеваю доброе дело, нужное, важное и абсолютно хорошее, но почему ничего не получается, почему так трудно, почему все какие-то препятствия? Да потому, что цель Господня не в том, чтобы ты соделал это дело, а в том, чтобы спасти твою душу. Поэтому хотя дело и полезное, и преполезное, но тем не менее гораздо полезнее, чтобы ты к этому не привязывался. Даже такой великий подвижник, как отец Иоанн Кронштадтский, и то: он придумал целую программу, как людей нищих, которые не хотят работать, а хотят, естественно, есть, причем каждый день,- как их возвращать к труду, и вот он построил для них Дом трудолюбия, а дом сгорел. Почему? Потому что для Господа душа этого праведника, отца Иоанна, была важнее. Господь решил, что ему полезно страдание, полезно увидеть свой труд сожженным в огне. Он потерпел, пострадал, поплакал и построил новый дом. Дело-то благое, хорошее, нужное и принесло очень хорошие плоды в дальнейшем.Богу угодно, чтобы иногда и хорошее вынуждено было сгореть, для еще большей пользы души. Господь знает, что это дело доброе, благословенное и оно все равно устроится. У Бога нет никаких сроков, для Него не важно, сегодня это произойдет или пятнадцать лет спустя. Он нас всех видит, и знает, и помнит, и хочет всех спасти. А спасти можно только одним способом: все время человека возвращать мыслью к небу, к спасению, к душе, к духовности. Поэтому всегда, когда нас посещает какая-то скорбь, теснота, неудача, какое-то испытание, мы должны знать, что это Господь нас зовет к Себе. Господь нас отлепляет от нашей земной жизни. Господь таким образом хочет возвести наши очи горé. И действительно, когда нам трудно, тяжело, больно, мы начинаем молиться: "Господи, Господи". Нам тогда как-то это легче сделать. То есть от скорбей происходит великая духовная для нас польза.Если бы мы все были подвижники настоящие, в скорбях тогда не было бы такой нужды. Когда бы мы сами проводили, как в древних книгах сказано, "жестокое житие", сами бы подвизались, тогда, конечно, скорбей у нас было бы меньше. Они все равно были бы, но, конечно, реже. А в силу того, что мы очень нежные, очень расслабленные, очень себялюбивые, очень любящие всякое комфортное житие, душевную и телесную сласть, Господь все время вынужден нас, очень нежно и участливо, чего-то лишать. Чтобы все время нам не давать уснуть сном греховным. Поэтому эта притча, она совсем не жестокая, хотя можно на первый взгляд и так ее воспринять. Нет, наоборот, она в каждого из нас должна вселять надежду, потому что свидетельствует о заботе о нас Отца Небесного, о участии Его в нашей жизни. Аминь.

 

В ЦЕРКВИ ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРИСТИАНИН ГОТОВИТ СЕБЯ К ПРСЛЕДУЮЩЕМУ ЛЕЧЕНИЮ В БОЛЬНИЦЕ, ЛЕКАРЯ: ОН ИСПОВЕДУЕТСЯ (ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ), ПРИЧАЩАЕТСЯ СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАЙН, БЕРЁТ У СВЯЩЕННИКА БЛАГОСЛАВЛЕНИЕ  НА ПРЕДСТОЯЩЕЕ ЛЕЧЕНИЕ, ПРОСИТ ЕГО МОЛИТЬ О СЕБЕ.

варвара мученица - ты наша заступница

прейди в не указанный час - исповедуй и причести нас

и от ада спаси нас, АМИНЬ, АМИНЬ, АМИНЬ.

О ЧЁМ ПОВЕДАЛ БАТЮШКА! 

Бедность и богатство

И бедность приносит свои искушения, почти как богатство. Богач должен спасаться великим милосердием и смирением пред Богом, а бедняк - великим безропотным терпением и непоколебимым упованием на Бога. Не спасется ни немилосердный и гордый богач, ни бедняк, ропщущий на свою судьбу и отчаивающийся в помощи Божией. Бедные и богатые существуют в мире не случайно или по неразумности устройства этого мира, но по премудрому Промыслу Божию. Во мгновение ока Бог может всех людей сравнять в богатстве, но именно это было бы настоящим безумием. В таком случае люди стали бы полностью независимы друг от друга. Кто бы тогда спасся? И как было бы возможно спастись? Ибо люди спасаются через зависимость друг от друга. Богач зависит от бедняка, бедняк - от богача; образованный зависит от неуча, неуч - от образованного; здоровый зависит от больного, больной - от здорового. Материальная жертва оплачивается платою духовною. Духовная жертва образованного оплачивается материальной платой неуча. Физическая услуга здорового оплачивается духовной платой больного, и наоборот: духовная услуга больного (напоминающего о Боге и Суде) оплачивается физической услугой здорового. Все переплетено, как нити разноцветного ковра. Однообразный цвет ослепил бы все очи. Как бы богач спас свою душу милосердием и смирением или погубил ее скупостью и гордостью, если бы не было бедняка? Как бы бедняк спас свою душу терпением и крестоношением или погубил ее ропотом, кражами и хищениями, если бы не было богача.

ПРОТЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ПОВЕДАЛ!

Из писем о духовной жизни

Молитвенное правило

Что касается до правила, то относительно сего так думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего: «Боже, милостив буди...» Еще: иногда все время, назначенное на правило, можно провести в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще: иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами... А то из того, другого и третьего понемногу взять. Богу сердце нужно, и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подбрасывание дров в печь. Вечером и утром совершайте утренние молитвы и молитвы на сон... К ним прилагайте краткие молитовки - 24 святого Иоанна Златоустого, что находятся в числе молитв на сон, повторяя каждую по пять раз. Затем призовите всех святых: апостолов, пророков, святителей, мучеников, мучениц, преподобных отцов и преподобных матерей и всех всякого рода благоугождением благоугождающих Богу. Это вообще, а поименно: Господа Иисуса Христа, Матерь Божию, Ангела Хранителя, святую, коей имя носите, святых, коих в монастыре есть престолы, святых, вами по вашим обстоятельствам чтимых, как, например, святителя Тихона... и других. Заключайте поминанием живых и умерших, о коих молитесь. Никогда молитв спешно не проговаривайте, а не спеша, с мыслями и чувствами, кои выражаются в читаемых молитвах. Пред началом молитвословия всегда приготовляйтесь немного, собирая мысли и стараясь вниманием стать пред Господом, Коему молиться приступаете. Главное расположение молитвенное да будет покаянное.

 

 

Помилуй, Господи, помилуй!

Я повторяю день и ночь.

Я верю, Господи, я верю,

Что Ты пришел и мне помочь!

Грехами, каждый день, грехами

Я распинаю вновь Тебя!

И кровью чистою, святою

Ты истекаешь всех любя.

Я знаю, Господи, я знаю:

Стоишь у двери и стучишь.

Любовью вечной, неземною

Ты все покроешь и простишь.

Слезами, горькими слезами

Я умываюсь и кричу:

Я каюсь, Господи, я каюсь!

И снова с трепетом шепчу:

Помилуй, Господи, помилуй нас и прости.

Человек получил от Бога душу чистой и святой. И, как уже было сказано, в купели святого крещения она получила белоснежные одежды, но постепенно наши грехи и пороки загрязняют ее.Сначала грех ложится на нее одним малым пятном, а затем грехи покрывают ее уже целыми пластами грязи. Наши грехи и страсти пачкают и рвут одежду души.
Душа прежде тела переходит в жизнь вечную.С нашим преображенным телом она соединится только после воскресения мертвых. Перед каждым из нас - общий для всех верующих людей долг, долг перед Богом и своей бессмертной душой - стремиться спасти душу.Если мы не приготовим за свою земную жизнь душу к вступлению в новый мир, в котором ей предстоит жить, какой чужой будет чувствовать она себя в этом новом мире! Перед ней будет закрыт вход в Царство Небесное!

Братие и сестры!

В короткую нашу земную жизнь можно и погубить свою душу для вечности и спасти ее. Будем же трудиться над украшением души своей нетленной вечной красотой, подражая пресветлой красоте нашего Господа, чтобы прийти на небо, как в родной дом. Аминь.Святой Ерма, муж апостольский, которого весьма хвалил апостол Павел (Рим. XVI, 14), известен своей книгой под названием "Пастырь", которая в первые века читалась даже в церквах наряду с апостольскими посланиями. Думается нам, будет полезно ознакомиться с теми душеспасительными заповедями, которыя изложены в этой книге, исполняя которыя, можно спасти свою душу. Думаем, что слово апостольскаго мужа будет убедительнее для вас нашего немощного разглагольствования. К изложению их он приступает так:

"Молился я, говорит он, у себя дома и сел потом на ложе свое. Вот вижу, входит муж, видом своим внушавший уважение, в одежде пастушеской. На нем накинут был белый плащ, котомка висела за плечами его и палка была в руках у него. Он приветствовал меня, приветствовал и я его. Затем он сел подле меня и сказал: "Я послан к тебе, чтоб пребыть с тобою все остальное время жизни твоей". Когда он сказал это, мне подумалось, что он искушает меня, и я спросил его: "Кто же ты?" - ибо того, кому я вверен, я хорошо знаю. "Так ты меня не узнаешь?" - спросил он. "Нет",- отвечал я. "Я и есть тот пастырь, которому ты вверен",- сказал он. С этим словом он изменился в лице, и я узнал в нем моего ангела-хранителя. Мне стало стыдно, страх и скорбь начали тревожить меня,- но он успокоил меня, говоря: "Не бойся! Я послан указать тебе все, чем можешь ты спасти душу свою. Выслушай внимательно и запиши все для памяти, чтоб, перечитывая то время от времени, ты освежал мысли свои тем и укреплял шаткую волю твою.Если от чистаго сердца будешь сохранять все, открываемое тебе, то получишь от Господа все блага, какие обетовал Он верным Своим. Если же, выслушав мои наставления, ты не только не исправишься, а напротив станешь прилагать грехи ко грехам, то беду за бедой пошлет на тебя Господь, пока не сокрушит или сердца твоего, или костей твоих".

Сказав это, пастырь мой, ангел покаяния, предложил мне двенадцать заповедей в следующем порядке:

"1. Веруй во единого Бога, в Троице поклоняемого, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым, Который из ничего воззвал к бытию все твари и даровал им столько совершенств, сколько каждая из них вместить может.

2. Живи в простоте и непорочности, не вреди ближнему даже словом, напротив, помогай всем в нуждах их, не разбирая, кто просит и кому даешь.

3. Слово гнило да не исходит из уст твоих: люби истину и убегай лжи.

4. Как зеницу ока, храни супружескую верность, ибо это непреложный закон Творца - быть чистым и непорочным пред лицом Его или в девстве, или в честно хранимом супружестве. Женился - не ищи разрешения или другой жены; положил быть в девстве - не ищи жены. То же, когда умрет муж или жена, пережившая половина не грешит, когда вступает во второй брак; но большей сподобляется чести от Бога, когда решается хранить вдовство в чистоте и непорочности".При этих словах, говорит Ерма, я спросил его: "Что же делать тому, кто согрешит?" - "Каяться", - отвечал мне ангел-пастырь. Говорю ему: "Я слышал, что, кроме крещения, нет другого покаяния, что, погружаясь в воды пакибытия, мы получаем отпущение всех грехов и никак не должны уже после того грешить". Ангел отвечал мне: "Крещение не называется покаянием. Покаяние Бог установил для тех, кои, будучи чрез крещение призваны в число верующих, впадают потом в грехи, по козням диавола.- Бог милостивый приемлет покаяние таковых, но надо знать, что частое падение в грех, исправляемое даже частым покаянием, делает подозрительным самое покаяние;- и можно, наконец, упасть так, что после падения не будет возможности встать снова и начать жить для Бога. Сего да страшится всякий, легкомысленно смотрящий на грехи". Сказав сие, пастырь начал снова продолжать указание спасительных для нас заповедей Божиих:

"5. Идя путем заповедей, не можешь миновать препятствий и трудов. Мужайся и да крепится сердце твое: терпи в делании добрых дел и перенесении всех на пути сем неприятностей.

6. Помни, что при каждом человеке есть два ангела - добрый и злой. Один влечет его к делам добрым, а другой - к грехам и порокам. Внимай же к себе, и к первому склоняйся, а второго отревай, по внутренним помыслам сердца догадываясь, какой из них дает тебе в ту пору уроки и хочет властвовать над тобою.

7. Единаго Бога-Творца и Промыслителя и Спасителя твоего бойся, и пустою страшливостию темных сил не унижай своей детской Ему преданности и своего крепкого на Него упования.

8. Попекись явить себя ревностным исполнителем всех без исключения заповедей Божиих и тщательным творцом всех, какие ангел внушит сердцу твоему или укажет сочетание обстоятельств жизни твоей,- и будешь сын в дому Божием, а не раб.

9. Молись, преутруждай себя в молитве, непрестанно молись, чтоб всякий раз, как нужно, свыше сходила на тебя сила - творить добро, и помощь - уклониться от зла. Молитва делает земнороднаго небожителем и одевает его небесною чистотою и святостию.

10. Бегай ложных пророков-гадателей и волхвов, (кои тогда в большом являлись количестве. Из числа их был и Симон-волхв с своими учениками), чрез коих враг губит рабов Божиих... Слабые в вере обращаются к этим обманщикам, а они, отвечая им по желанию сердца их, наполняют головы их мечтательными надеждами. Тут же, к капле истины примешивая море лжи, они обольщают их и снова увлекают к язычеству. Кто искренно верует и предал себя Богу, тот не пойдет к ним. Таковый неба ищет; а гадают обычно об одном земном.

11. Учительницею, единственною учительницею да будет Церковь Бога Жива - столп и утверждение истины. В ней свет непреложно-истиннаго ве?дения. - Вне ее мрак и тьма. Там князь мира поставил учительскую кафедру свою и ослепляет разум внимающих ему и не хотящих слушать голоса Церкви ради того, что они светские.

Вот тебе проба: что разногласит с учением Церкви, то есть голос отца лжи! Внимай и блюди себя чистым от сего падения.- Вот и еще признак! слово истины водворяет глубокий мир, покой и сладость в верующем сердце; слово же лживых воздымает мечты и сомнения и, как соленая вода, разжигает жажду знания, запирая ум, как пленника, в неопределенной, мрачной пустыне.

12. Без ближайших руководителей нельзя прожить свято на земле. Ты найдешь их в Церкви, где Дух Святый поставляет их пасти стадо Христово. Умоли Господа даровать тебе благопотребнаго. В час нужный, и без спроса твоего, он изречет тебе утешительное слово. Дух Божий научит его, что подобает сказать тебе, и ты услышишь от него, что хочет от тебя Бог. Берегись, однако ж, и здесь духов лестчих. Смирение и тихость украшают истиннаго руководителя. Где же помпа, т. е. внешний блеск в слове и жизни, там лесть. Внимай сему и спасешься".

"Вот все двенадцать заповедей, которые дал мне ангел-пастырь",- заключает Ерма. Выслушав их, я сказал ему: "Прекрасные правила, но есть ли человек, который мог бы исполнить их, как следует?" На это ангел отвечал мне: "Прими их сердцем в простоте, без размышления, и не встретишь в исполнении их никакого затруднения. Но коль скоро станешь разлагать в уме своем, можно ли и как выполнить то и другое, и нельзя ли как-нибудь высвободиться из-под сего ига, подкрадется враг, расслабит сердце твое и сделает тебя неспособным ни к какому добру.- Но что много говорить!.. Знай, что, если не исполнишь чего, нет тебе спасения, нет спасения ни тебе, ни детям твоим, ни семейству твоему". Сказав сие, ангел изменился в лице своем и сделался столь страшным, что я не знаю, есть ли кто, кто бы в состоянии был снести взор его в сию минуту. Я испугался.- Ангел, видя мое смущение, начал говорить кротко ко мне, с лицом, способным разлить отраду в сердце: "Как это думаешь и говоришь ты? - Забыл разве ты всемогущество Божие! - Возможно ли, чтобы Тот, Кто все покорил под ноги твои, не дал тебе сил исполнять заповеди Его? - Знай же, что, кто имеет всегда Бога в сердце своем, тот легко исполнит заповеди сии. Кто же имеет Его только на конце языка своего, тот падет под тяжестью их, считая их невыполнимыми". Я заметил на это: "Кто не просит у Бога сил, чтоб исполнять святые заповеди Его? - Но враг силен: он искушает рабов Божиих и держит их в своей власти".- "Нет,- отвечал на это мне ангел,- враг не имеет никакой власти над рабами Божиими. Тех, кои веруют в Бога от всего сердца, он может искушать, но не властвовать над ними. Противостань ему с мужеством, и он убежит от тебя".Тем кончились наставления ангельские, изложенные во второй книге святого Ермы под названием: "Пастырь"."С своей стороны не осмеливаемся прибавить что-либо ко всему этому!" - говорит ученик апостолов, муж апостольский. И в самом деле, к чему тут вялое слово наше? - Одно только скажем: как утешительно знать, что и в наше время говорят то же, что говорили при апостолах, непосредственно после апостолов, и что, следовательно, в продолжение XIX веков в церкви Божией слышится неизменным одно и то же слово истины